Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все.
Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Работа в кружке «Умелые руки» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Михайлова Елена Владимировна
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Работа с природным материалом (17 часов)
Вводная часть. Знакомство с детьми и их родителями. Выбор актива. Знакомство с планами работы на год. Знакомство с русской историей, с разными видами народных промыслов. Знакомство с правилами поведения в кружке. Общий инструктаж по технике безопасности, правилам пожарной безопасности, дорожного движения. Знакомство с народным календарем, с природным материалом, используемым в народном творчестве: растительного происхождения, животного. Знакомство с технологией изготовления композиций и фигурок из растительного материала. Технология аппликаций из засушенных растений. Знакомство с инструментами, используемыми при работе. Техника безопасности при работе с природным, различным материалом и применяемыми инструментами. Аппликация «Домик в деревне». Розы из кленовых листьев, составление цветочных композиций, букетов из роз. Аппликации «Осенняя фантазия», «Подводное царство», «Летняя полянка», «Неведомые острова».
Тема 2. Работа с бумагой и картоном.(40 часов)
Вводное занятие. История возникновения бумаги. Инструменты и материалы. Свойства бумаги, ее качество, виды и сорта бумаги по роду поверхности. Волшебный мир бумаги, приемы работы с ней. Способы окраски бумаги. Клей в моделировании, его приготовление. Измерительные приборы. Знакомство с линиями. Графические знания. Понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе, масштабе.
Азбука бумагопластики. Виды различных сгибов. Геометрические тела (квадрат, треугольник, круг и т.д.). Технология изготовления из бумаги геометрических фигур. Знакомство с шаблонами.
Плетение из бумаги. Виды плетения: простое, полосками, блоками, уголками.
Виды аппликации. Плоские работы, объемные работы. Моделирование композиций. Работа по шаблонам. Панно «Жираф», « Пингвин», «Осьминог». Мозаика.
Оригами. Рассказ об искусстве оригами и его истории. Термины и условные знаки, применяемые в оригами. Базовые формы оригами: простой треугольник, дверь, воздушный змей, конверт, двойной треугольник, двойной квадрат, рыба, катамаран.
Подготовка к Новому году. Знакомство с новогодним убранством домов на Руси, с елочными украшениями, с техникой их выполнения. Знакомство с карнавальными костюмами и с изготовлением снежинок.
Аппликация. Разметка и вырезание различных деталей по рисунку, приклеивание их и подкрашивание фона. «Цветы», «На берегу», «Моя сказка», «Осенний денек», «Фантазия», «Аквариум», «Под пальмами».
Папье-маше. Вводное занятие. Основные правила, технологические основы работы с папье-маше. Последовательность в работе при изготовлении игрушек, предметов быта способом папье-маше. Художественное оформление работ из папье-маше.
Тема 3. Квиллинг. (9 часов)
Изготовление и моделей из гофрированного картона и бумажного шнура. Основные приёмы работы с полосками гофрированного картона. Выполнение модели виноград, лягушка-игрушка, вишенки, яблочко, горшочки для цветов, зайчик, цветок на стебельке, ромашка, забавные человечки, заборчика.
Композиции из бумажной ленты. Изготовление корзинки с цветами, вазона с цветами. Выполнение моделей незабудки, одуванчик, аист, уточка, горшочки, божья коровка, бабочки, стрекоза и т.д. Изготовление панно «Тележка с незабудками», «Летняя рябинка», « В оранжерее»
Композиции из бумажного шнура. Бантики, деревья, корзинки из бумажного шнура. Выполнение панно «Маргаритки», «Ваза с цветами», «Сосна», «Корзинка с цветами» «Виноград», «Маки», «Подарок», «Вечер»и др.
Тема 4. Оформление выставочных работ. (2 часа)
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Этетическое воспитание, формирование художественного вкуса и эмоционально-чувственного отношения к природе и предметам, приобщение детей к прекрасному, привитие навыков конструирования, овладение технологическими основами различных ремесел, развитие индивидуальных способностей детей.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.
Универсальные учебные действия
Познавательные:
Учащиеся научатся:
сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);
сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.
Учащиеся получат возможность:
формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.
Предметные:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- узнают о народных промыслах.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Кабинет, материалы для создания изделий, компьютер, колонки